Оценка бизнеса (предприятия)
Бизнес – коммерческое предприятие, действующее с целью получения прибыли путем производства и распространения товаров и услуг (Jack P. Friedman, Dictionary of Business Terms, Barron’s Educational Series, Inc., 1994).
Оценка бизнеса - процесс определения стоимости предприятия или доли владельцев (акционеров, партнеров) в его капитале.
Предполагаемое использование результатов оценки бизнеса
- При купле-продаже предприятия целиком или доли в его собственном капитале.
- При реструктуризации и реорганизации предприятия (слияние, поглощение, выделение отдельных бизнес-линий в самостоятельные предприятия).
- Для финансирования, в том числе под залог ценных бумаг предприятия.
- При определении суммы ущерба (принудительное отчуждение, в т.ч. со стороны государства, прекращение выполнение условий контракта одной из сторон, упущенная выгода).
- При бракоразводных процессах.
- При страховании деловых рисков.
- Для разработки плана развития предприятия, повышения эффективности текущего управления предприятием, реализация инвестиционных проектов.
Этапы оценки для определения стоимости бизнеса (предприятия)
- Заключение Договора на проведение оценки, включающего Задание на оценку. Задание на оценку должно содержать следующую информацию: а) объект оценки; б) имущественные права на объект оценки; в) цель оценки; г) предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения; д) вид стоимости; е) дата оценки; ж) срок проведения оценки; з) допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка. Если Оценщик и Заказчик оценки не придут к взаимопониманию по всем пунктам Задания на оценку, то может оказаться, что в конце Заказчик получит совсем не то, что ожидал. Чаще всего оценщикам приходится оценивать собственный капитал предприятия. Однако оценке может подлежать и какая-то доля в собственном капитале, и общий инвестированный капитал.
- Сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, при определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы, к числу которых относятся спрос; будущие выгоды от владения оцениваемым бизнесом; затраты на создание аналогичных предприятий; соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты; риск получения доходов; степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов. К общей информации относится социальная, экономическая, отраслевая. Требуется изучить отрасли оцениваемой компании (уровень конкуренции в момент оценки и потенциальный (легкость проникновения в отрасль); уровень финансового риска среди компаний отрасли; рентабельность в прошлом и ожидаемая (валовой доход и структура затрат); темпы роста и развития; продолжительность цикла производства, и на каком этапе цикла находится в данный момент отрасль; возможное воздействие на отрасль со стороны макроэкономических факторов; восприятие рынком оценки на основании того или другого метола; предсказуемость потоков доходов, информацию о самой компании (финансовые условия; прибыль и темпы роста в прошлом; конкурентные преимущества; глубина и качество управления; зависимость от ключевых управляющих, покупателей или поставщиков; судебные разбирательства; соглашение о выплате компенсации владельцам).
- Применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов. Бизнес, как правило, оценивается двумя или более подходами. Применение тех или иных подходов зависит от предполагаемого использования результатов оценки, определения вида стоимости, организационно-правовой формы компании, данных, которыми располагает Оценщик.
Известны три концепции оценки предприятия (бизнеса): 1) рыночная концепция, которая предполагает, что стоимость предприятия может быть оценена путем проведения анализа недавних продаж сопоставимых компаний или ценных бумаг открытых акционерных обществ. Для того чтобы применить рыночную концепцию, необходим тщательный поиск компаний аналогов, как среди открытых, так и закрытых акционерных обществ, глубокий анализ и корректировка полученных данных. 2) затратная концепция, которая предполагает, что стоимость актива равна затратам на его замещение или восстановление за вычетом скидки на физический износ и устаревание. В оценке бизнеса данная концепция применяется для оценки предприятий, стоимость которых не на много превышает стоимость их материальных активов. Также затратная концепция применяется для оценки отдельных составляющих предприятия. 3) концепция по доходу, воссоздающая основное предположение оценки предприятия, которое, как отмечалось выше, гласит, что стоимость предприятия (бизнеса) равна текущей стоимости будущих доходов от владения им. Согласно концепции по доходу, Оценщик оценивает будущие доходы предприятия и дисконтирует/ капитализирует их на момент оценки.
- Согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки. Взвешивание результатов оценки стоимости, полученных разными подходами; проверка данных и расчетов; применение премий и/или скидок.
- Составление Отчета об оценке, являющегося документом, составленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
- Передача исполненного Отчета об оценке заказчику по акту сдачи-приемки.
Документы, необходимые при заказе оценки бизнеса (предприятия)
- Сведения о заказчике оценки: о заказчике - юридическом лице: организационно-правовая форма; полное наименование; основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН), дата присвоения ОГРН; место нахождения; о заказчике - физическом лице: фамилия, имя, отчество; серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи и орган, выдавший указанный документ. В отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица.
- Копии юридических документов:устав, свидетельство о регистрации, лицензии
- Бухгалтерская отчетность за 2-3 последних года.
- Отчет аудитора и аудиторское заключение по отчетности за последний отчетный год.
- Последний ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг (для ОАО).
- Список основных средств с указанием инвентарных номеров, даты ввода в эксплуатацию, балансовой и остаточной стоимостей.
- Копии технических паспортов объектов недвижимости и свидетельств на право собственности на них.
- Штатное расписание на последнюю отчетную дату.
- Перечень основных поставщиков с указанием годового объема поставок (в денежном выражении).
- Перечень основных покупателей с указанием годового объема поставок (в денежном выражении).
- Номенклатура групп товаров с указанием среднего годового оборота (в денежном выражении).
- Калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг).
- Расшифровки: дебиторской задолженности; кредиторской задолженности; финансовых вложений; кредитов и займов.
- Стратегия организации.
- Информация о планируемых инвестициях.
- Прогнозы развития организации.
При необходимости, может быть запрошена дополнительная информация, документация
Цены на услуги, предоставляемые ООО «Консалт оценка»
Наименование | Цена, руб. | Сроки, раб. дней | ||
Оценка бизнеса (предприятия) | ||||
Предприятие с выручкой/активами до 30 млн. руб. | 30000 | 10 | ||
Предприятие с выручкой/активами от 30 млн. руб. до 100 млн. руб. | 50000 | 15 | ||
Предприятие с выручкой/активами от 100 млн. руб. до 500 млн. руб. | 70000 | 20 | ||
Предприятие с выручкой/активами от 500 млн. руб. до 5 000 млн. руб. | 100000 | 25 | ||
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия | 25000 | 7 |